10 ноября 2022 года в Музее ЧР состоялось торжественное открытие II Международной биеннале современного искусства Кавказа.
Выставка проходит при поддержке Министра Культуры Чеченской Республики Айшат Рамзановны Кадыровой.Проект стартовал в октябре в московском Центре дизайна Artplay, откуда переместился в Грозный. I Биеннале прошло в Москве в 2019 году.
Тема биеннале этого года «Спустившиеся с гор». Организаторы предлагают переосмыслить клише, с которым все мы сталкиваемся, когда речь заходит о Кавказе. Что такое современный Кавказ и какой он - человек, родившийся на Кавказе?
Перед открытием организаторы дали пресс-конференцию. На вопросы СМИ отвечали советник министра культуры ЧР Екатерина Гринчевская, генеральный директор Музея ЧР Залина Мамаева, куратор I и II Международной биеннале современного искусства Кавказа Заира Астемирова и куратор выставочных проектов Музея ЧР Мария Филатова.
«Сам факт проведения мероприятий такого уровня говорит о том, что развитие музея идет в правильном направлении. Инициатива министра культуры ЧР Айшат Кадыровой сделала возможным диалог между молодежью и актуальной повесткой в искусстве Кавказа. Поддержка говорит о неравнодушии», - отметила Екатерина Гринчевская.
«Современное искусство многогранно, актуальные вопросы нашего времени подхватывают самобытные, талантливые художники. Биеннале дает возможность узнать повестку сегодняшнего дня, вводит современных художников в искусствоведческий оборот, знакомит посетителей с арт-пространством Кавказа», - сказала генеральный директор Музея ЧР Залина Мамаева.
На вопрос об итогах II Биеннале современного искусства Кавказа в Москве куратор проекта Заира Астемирова сообщила, что за неделю выставку в московском Центре дизайна Artplay посетило девять тысяч человек. Биеннале получило большой отклик в социальных сетях и СМИ. «Это новый взгляд на традиционное, пространство для коммуникации. Как молодая, частная инициатива, мы движемся интуитивно, но результаты показывают, что в верном направлении», - отметила Заира Астемирова.
Открытие сопровождалось выступлениями оркестра народных инструментов Чеченской Республики и вокально-фольклорного ансамбля «Илли».
В экспозиции представлено более 80 произведений от живописи, скульптуры и инсталляций до Digital art и NFT. Проект собрал участников из республик Северного, Центрального Кавказа и Закавказья, в том числе проживающих в других странах мира.
Чеченская Республика представлена работами Рустама Яхиханова «За молитвой» и «Таймаска Гехинская», Тамары Тайсумовой (Диптих «Верта», «Ораматаш»), Аси Гортиковой «Букет» и «Молитва», Аслан Бугаев «Prometheus (чеч. - Пхьармат)», Луизы Албастовой «Spread hope», «Sunrise» («Распространяй надежду», «Восход солнца»); Лемы Джанхотова - фотосерия «Кавказские герои».
Амина Элабиева – автор двух работ «Rapture» и «Untitled» («Восторг» и «Без названия»). Проект «Бумзи» (бренд одежды) представит на выставке свою продукцию.
Современное искусство приглашает к размышлению.
Экспонаты биеннале заняли купольный зал музея, фойе и коридоры. После открытия куратор проекта Заира Астемирова провела экскурсию для гостей. На видном месте расположился диптих Тамары Тайсумовой «Верта». Это две крупноформатные картины, четко передающие фактуру бараньей шерсти. Каждый может увидеть в них свое прочтение. Заира Астемирова поделилась предположением, что тяжелый монохромный образ полотен видится ей осмыслением последнего пристанища. Помимо практического применения, в Чечне издавна сложилась традиция укрывать буркой тело умершего по дороге на кладбище. Затем бурка возвращалась домой и занимала свое почетное место, будучи уже напоминанием о тяжести утраты.
В оформлении выставки использованы кадки с землей. Организатор пояснила, что одной из культурных скреп на Кавказе всегда была земля. Этот феномен нашел свое отражение и в произведениях современных художников. Некоторые из них буквально смешивают землю с красками.
В открытии принял участие адыгский художник, выросший в США Зак Кахадо. В биеннале представлены его инсталляции «Глядя на историю прямо в глаза» и «Со-Существование III». Для создания последнего помимо красок автор использует чернозем из Анзорей и антикварную черкеску. На черном фактурном фоне с надрезами, напоминающем землю, представлен фрагмент обветшалой черкески. На вопрос, какие чувства он хотел передать в инсталляции, Зак Кахадо говорит: «Травма, победа, грустно, но и счастливо, ведь в Адыгее черный цвет не является траурным».
По итогам биеннале, по словам организаторов, будет проведено исследование актуальных течений в современном искусстве и издана монография. II Международная биеннале современного искусства Кавказа в Музее ЧР продлится до 30 января 2023 года.