2 мая в Литературно- мемориальном музее А.Мамакаева прошёл музейный урок памяти Ахмада Сулейманова. Старший научный сотрудник музея Хайдарова Р.Р. рассказала учащимся 8-го класса СОШ №1 о творчестве и исследовательской работе поэта, которой он посвятил всю жизнь.
Хотя со времени кончины Сулейманова прошло более 10 лет, быстротекущее время отнюдь не наложило на его творчество печать «вчерашности». Наоборот, читая и перечитывая сейчас сборники его прекрасных стихов, невольно думаешь о том, как современно и своевременно все то, что сделал в своей жизни Сулейманов, и понял как никогда, что поэзия и была формой его существования.
Следует добавить - единственной формой. Ибо чем бы он ни занимался и как бы ни старался реализовать себя в каком-то ином в «нестиховом» качестве (скажем, страстного музыканта или художника), все это в конечном счете оказывалось той неподдающейся определению силой, которая, захватив однажды, уже не отпускала его никогда. Поэзия стала не только внутренним смыслом, но и абсолютным способом его бытия: она обрекла его сделаться таким, каков он есть. В последнее время он вновь стал занимать умы поэтов, литературоведов, читателей. Читатели почувствовали в Сулейманове не только источник фольклорных познаний, но и живого поэта, одаряющего нас эстетическими ценностями, радостью прикосновения к истинно поэтическому слову. Он родился 1 мая 1922 года в с. Алхазурово Урус-Мартановского района. В школе Сулейманов учился хорошо, особенно отличался в рисовании. Окончил школу, работал, был инструктором наркомпроса, секретарем райкома комсомола. После окончания института долгие годы работал директором школы: сначала в Урус-Мартане, позже - в с. Алхазурово. Писать стихи начал еще в ученические годы. Первый сборник Сулейманова вышел только в 1967 г., когда автору было 45 лет. Правда, после этого одна за другой вышли сборники «Надежда», «Горные родники», «Огонь, согревающий сердце», «Симфония Гор», «Дороги Родины» и другие.
В этих сборниках Сулейманова впервые появились образы конкретных живых людей - не обесцвеченных носителей тех или иных свойств, качеств, пороков, добродетелей, а образы, выхваченные прямо из жизни,- с мясом и кровью, в своих противоречиях, движении, борьбе, во всех своих социальных связях и приметах быта.
Сближение поэзии с жизнью - вот главное, чего достиг и что закрепил в своем творчестве Сулейманов. В его стихи широким потоком вошла реальная наша действительность, которую прежде поэты рисовали слишком отвлеченно, слишком односторонне. Газетный факт оказался в стихах по соседству с философским афоризмом. Поэт не сочинял по трафарету дежурных «служебных» стихов на какой-то торжественный случай, а определял тему, компоновал материал, выбирал краски по собственному замыслу. От стихотворения к стихотворению перекидывается мост. Все они - это жизнь и творчество Сулейманова. Такое лирическое раскрытие поэта было громадным художественным завоеванием. Другим открытием Сулейманова в поэзии был личный образ пейзажа. Пейзаж у Сулейманова не условный, а с характерными чертами и признаками. Этот пейзаж Сулейманов тонко чувствует и мастерски передает в стихе. Сулейманов - первый среди чудесных пейзажистов, которыми богата чеченская поэзия. Он воспринимает цвет, звук, форму, передает явление природы всегда в движении, динамике. Природа у Сулейманова бодра и целительна, его пейзажи обнаруживают глубокое жизнелюбие поэта. До конца своих дней Сулейманов был чрезвычайно чуток к новым явлениям в литературе. Он сеял зерна будущего, способствуя утверждению и романтизма и, в особенности, реализма. Он говорил: «На писателе, певце, артисте лежит большая ответственность и, прежде всего, перед собой. Он должен быть эталоном воспитанности, соблюдения традиций и чаяний народа. Писатель должен воспевать лучшее в человеке, должен быть мудрецом и созидателем. Ибо народ без культуры - это не народ».
Творческое наследие А. Сулейманова остается активным соучастником нынешнего литературного процесса, живым примером для нашей современной чеченской поэзии.