Новости

УЧЕНЫЙ И ИНЖЕНЕР: ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИЙ

17.07.2023

Профессии и ученого, и инженера получили высокие оценки престижа. Основной аргумент в обоих случаях — их вклад в достижение прогресса и развитие будущего страны. 

МОСКВА, 13 июля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, проведенного в партнерстве с Фондом Росконгресс для первого Форума будущих технологий, о том, как россияне 18–55 лет представляют себе ученого и инженера. Презентация данных состоялась в рамках сессии «Образ будущего: общественное мнение о высоких технологиях» 13 июля на площадке Центра международной торговли. 

Образ ученого более персонифицированный, с ним чаще ассоциируются конкретные персоналии (причем преимущественно физики): Альберт Эйнштейн (10%), Дмитрий Менделеев (8%), Михаил Ломоносов (4%), Константин Циолковский (2%). По 1% вспомнили Николу Теслу, Игоря Курчатова, Исаака Ньютона, Андрея Сахарова и Сергея Королева. Инженер воспринимается более абстрактно, конкретные фамилии практически не назывались (1% указали Сергея Королева). 

Внешний облик ученого и инженера также не совпадают, но оба — мужчины (у ученого отсылка к мужскому полу встречается в 12% ответов, у инженера — в 15%). Ученый-женщина и инженер-женщина не звучат в ответах. Инженер предстает как человек молодой (4%) или средних лет (2%), а вот ученый имеет больше вариаций — он может быть и молодым, и в возрасте (по 3%), и средних лет (6%), и лет 50-60 (1%). Внешняя атрибутика профессии инженера более наполненная: он прилично одет, в костюме, рубашке, с галстуком (2%) или в халате (1%), в очках (2%), высокого роста, с прической, с портфелем (по 1%), кто-то говорит, что инженер — в рабочей форме или спецодежде и каске (по 2%). То есть инженер — и кабинетный работник, и человек на производстве. А вот во внешних характеристиках ученого, которые звучали в ответах, видится типичный кинематографический персонаж — в белом халате и очках (по 5%), по 1% считают, что ученый носит бороду, усы и ходит в костюме. 

Отвечая на вопрос о том, кто такие инженеры, опрошенные достаточно часто давали ответы, касающиеся деятельности инженеров (в сумме 34% vs. 21% в ответах об ученом). Инженер — это человек, полный идей, он создает, изобретает (10%), а также работает в конструкторском бюро, он с линейкой и карандашом и что-то чертит (5%), он работает на компьютере, делает расчеты и строит графики (по 1%), совместно с учеными реализует новые разработки (2%). Вторая группа ответов связана с инженером-производственником — он занят в промышленности (4%), связан со строительством (3%) и эксплуатацией механизмов и оборудования (2%), он мастер на все руки и занят практическим трудом (1%). Еще 2% полагают, что инженер занимает руководящую должность (2%), у него высокая зарплата (1%). А вот представления о том, что делает ученый, менее детализированы: 9% полагают, что он занимается исследованиями и делает открытия (2%). В части ответов звучат конкретные науки: физика (2%), математика, медицина, химия (по 1%).

Если в образе инженера внешний и деятельностный компоненты более выражены, то характеристики личности и черты поведения в образах и инженера, и ученого звучат в ответах примерно одинаково (соответственно 36% и 39% ответов в общей сложности). И здесь опрошенные часто давали близкие по смыслу ответы: ученый и инженер воспринимаются прежде всего как умные и образованные люди (18% ученый и 16% инженер). По 2% считают обоих трудолюбивыми, занятыми людьми, которые отдают много времени работе, серьезными (по 1%), интеллигентными (по 1%). Но ученые чаще воспринимаются как люди, преданные своему делу (5% vs. 1%) и хорошо знающие свою работу, высокие специалисты в своей сфере (3%). А в отношении инженеров чаще звучат характеристики, указывающие на образование и склонности: человек с высшим или техническим образованием (по 2%), с техническим, математическим или аналитическим складом ума (по 1%). Отрицательные характеристики называются в единичных случаях: по 1% считают ученых странными, безумными людьми, а инженеров — неопрятными. 

О престиже профессий

Профессии и инженера, и ученого воспринимаются большинством опрошенных как престижные, но инженер получает более высокие оценки — 65% vs. 51% (считают профессии инженера и ученого непрестижными соответственно 29% и 44%). Портреты тех, кто находит обе профессии престижными, схожи:

§  Профессию ученого считают престижной чаще других женщины (54% vs. 49% мужчин), молодежь 18-24 лет (56%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (58% и 56% vs. 48% в группе с высшим образованием), с хорошим материальным положением (59% vs. 38% в группе с плохим материальным положением) и проживающие в небольших городах с численностью населения 100 тыс. чел. и меньше, а также в селах (60% и 55%).

§  Профессию инженера считают престижной чаще других женщины (67% vs. 63% мужчин), молодежь 18-24 лет (75%), опрошенные со средним и средним специальным образованием (70% и 66% vs. 63% в группе с высшим образованием) и с хорошим материальным положением (72% vs. 51% в группе с плохим материальным положением).

§  Ниже других оценивают престиж профессии и ученого, и инженера опрошенные с плохим материальным положением (57% и 42%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (59% и 38%). Аудитория с высшим образованием чаще других невысоко оценивает престиж профессии ученого (49%), как и 25-34-летние (51%), а 45-55-летние чаще говорят о невысоком престиже профессии инженера (39%). 

Представления о том, почему профессии ученого и инженера престижные, основываются на их вкладе в будущее страны, развитие технологий, достижение прогресса (38% у ученого и 30% у инженера). Но престиж профессии инженера гораздо чаще объясняется также востребованностью (26%) и высокими зарплатами (21%), тогда как о востребованности профессии ученого опрошенные говорят в 6,5 раза реже (4%), а высокие зарплаты в этой сфере называют 8%. Полагают, что труд инженера — высококвалифицированный, поэтому престижный, еще 7%. 14% тех, кто находит профессию ученого престижной, указали на престижность не столько профессии, сколько интеллекта, ума, отмечая, что «умных должно быть больше; чтобы стать ученым, нужно быть умным». Еще 8% считают важным, что ученые работают на благо государства. Замечают поддержку ученых государством 5%, еще 4% полагают, что в этой сфере сегодня хорошее финансирование и создаются все необходимые условия для труда, а поддержку государством инженеров отметили 2%. В целом можно сделать вывод, что происходит «оттаивание» интереса к этим профессиям после 1990-х годов.

Доводы тех, кто не находит профессии инженера и ученого престижными, совпадают в представлениях об оплате труда: каждый второй в этих группах указал на низкую заработную плату (47% об ученых и 48% об инженерах). Но остальные аргументы различаются. Низкий престиж профессии ученого часто связывают с нехваткой государственного участия в развитии науки — недостаточное внимание и финансирование (18% и 13%), низкая государственная поддержка и дефицит социальных гарантий (8%), незаинтересованность в развитии научных направлений (5%). Еще 10% отметили сложности с ограничениями в работе, блокировке исследований, а 9% указали на то, что большая часть наших ученых работает за границей. Часть опрошенных в этой группе говорили, что профессия непопулярна у молодежи, а труд ученых не ценится (по 7%), 6% полагают, что в науке плохие условия труда. 

Несколько иная ситуация складывается с инженерами, на втором месте среди причин низкой престижности профессии стоит ее невостребованность — 21%, в отношении ученых этот вариант не звучал. Еще 17% среди тех, кто считает профессию инженеров непрестижной, отметили, что об инженерах мало говорят, нет рекламы профессии в СМИ, а эта сфера труда мало популяризована. Этот вариант также не упоминался в отношении ученых. По 6% полагают, что инженерам уделяется мало государственного внимания, а также что профессия не востребована у молодежи. Еще 5% указали на низкий уровень образования по этой специальности. 

Анализ ответов о престижности и непрестижности профессий показывает, что престиж профессии воспринимается россиянами по-разному: для одних это социальная значимость результатов труда, для других — признание оплатой труда. 

И может собственных Платонов … российская земля рождать 

Исследование показало, что ситуация с популяризацией науки и инженерного дела требует большего внимания. Подавляющее большинство опрошенных не смогли назвать имена современных российских ученых или инженеров — 92%. Среди названных фамилий только две набрали 1% — это математик Григорий Перельман и физик, Нобелевский лауреат Жорес Алферов. Остальные варианты звучали в единичных случаях — Станислав Дробышевский (0,5%), Михаил Ковальчук, Татьяна Черниговская, Сергей Королев, Дмитрий Менделеев (по 0,3%). Важно отметить, что зачастую опрошенные припоминали далеко не современников, а людей прошлых эпох (М. Ломоносов, П. Капица, К. Циолковский и др.). Это говорит как о низком уровне знаний о современных ученых и инженерах, так и о слабой персонификации науки и инженерии, а также об отсутствии примера, ориентира для будущих поколений. 

Ранее ВЦИОМ выяснил, что сфера технологий будущего знакома большинству опрошенных — 76%, а повысить свою квалификацию в этой области хотели бы еще больше — 83%, причем из них по 10% хотели бы получить квалификацию или повысить имеющуюся, а 63% — расширить свой кругозор в этой сфере. Мужчины в большей степени ориентированы на повышение квалификации (28% vs. 12% женщин), а женщины — расширить кругозор (69%). Чем выше уровень образования, тем чаще опрошенные говорят о желании повысить квалификацию или расширить кругозор в сфере технологий будущего (86% в группе с высшим и неполным высшим образованием vs. 72% в группе со средним образованием).

Сфера технологий будущего, по-видимому, воспринимается как перспективное направление, так как большинство опрошенных (74%) хотели бы, чтобы их дети в качестве своего профессионального пути выбрали научную работу в области разработок будущих технологий, не хотели бы — 16%. Положительный ответ чаще давали 18-24-летние (83%) и опрошенные с хорошим материальным положением (80% vs. 67% в группе с плохим), показатель увеличивается также в городах (74-78% vs. 70% в сельской местности). 

Новости

17.07
Лекция «Горцы против Тамерлана: крепость «Птичье крыло»
17.07
Выставка «Махкетинцы - участники Великой Отечественной войны»
17.07
Музейный урок «Трудовые подвиги веденцев в годы Советской власти»
17.07
Музейный урок «Известные веденцы советской эпохи»
17.07
Квантовые технологии для государства и бизнеса — взгляд российских экспертов
17.07
Квантовый мост между Россией и Китаем
17.07
Опубликована расширенная программа Форума будущих технологий
17.07
Росконгресс пригласил экспертов и ученых для экспертно-аналитического сопровождения Форума будущих технологий
17.07
Регионы РФ реализуют мегапроекты в НОЦ для достижения технологического лидерства
14.07
Лекция «Крылья победы»
14.07
Лекция «Коррупция – угроза национальным интересам России»
14.07
Передвижная выставка «Спортивная слава Чечни», «Основоположники чеченской литературы»
14.07
Музейный урок «Экономика и культура Веденского района в советский период. Колхоз имени Орджоникидзе. Успехи советского времени»
14.07
Мероприятие «Боюсь не смерти я, боюсь исчезнуть совершенно», посвящённое Дню памяти М. Ю. Лермонтова
14.07
Музейный урок «Интересные предметы нашего музея»
14.07
Лекция «По дорогам славы и бессмертия»
14.07
Музейный урок «Награды Великой Отечественной войны»
12.07
Литературный час, посвящённого 195-летию русского писателя, литературного критика И. Г. Чернышевского
12.07
Викторина «Знатоки искусства»
12.07
Лекция «История живописных полотен Ф. Рубо из коллекции Музея Чеченской Республики»
11.07
Музейный урок «Веденцы в годы Великой Отечественной войны»
11.07
Лекция «Жизнь без вредных привычек»
11.07
Лекция «Терроризм угроза обществу»
11.07
Музейный урок «Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!..», посвящённый 183-ей годовщине сражения на реке Валерик
10.07
Обзорная экскурсия по Махкетинскому краеведческому музею
10.07
Музейный урок «Кунта-Хаджи Кишиев. Жизнь и проповедническая деятельность»
10.07
Лекция «Род Мамакаевых»
10.07
Музейный урок «Творчество Дадуева Абу Дадуевича», ко дню рождения журналиста
10.07
Музейный урок «Советская Чечено-Ингушетия»
08.07
Круглый стол «Связь времен»
08.07
Мастер-класс «Образ на холсте: написание портрета маслом от Рустама Яхиханова»
07.07
Музейный урок «История в лицах. Евгений Лансере на Кавказе и в станице Старогладовская»
07.07
Пешеходная экскурсия «Есть в станице нашей такие места. История Братской могилы бойцов 11 Красной Армии в станице Старогладовская»
07.07
Музейный урок ко дню рождения народного писателя, доктора экономических наук, профессора Ибрагимова Канта
06.07
Обзорная экскурсия по Махкетинскому краеведческому музею
06.07
Музейный урок «Курская битва. Факты сражений Великой Отечественной войны»
04.07
Обзорная экскурсия по Махкетинскому краеведческому музею
04.07
Лекция «Археологические культуры на территории ЧР»
04.07
Литературный час «Фальши не приемлю»
03.07
Музейный урок ко Дню рождения народного писателя Бексултанова Мусы
03.07
Музейный урок, посвященный писательнице Курумовой Селиме
01.07
Музейный урок «Музейные предметы, хранящие память. Дорожный котелок»
01.07
Музейный урок «Хозяйственная деятельность гребенского казака»
01.07
Патриотический час «Воспитание верой. Традиции качества»
01.07
Лекция «Думы о прошлом», из цикла «Статьи и речи А. Айдамирова»
27.06
Музейный урок «Лев Николаевич Толстой и яснополянские крестьяне. Воспоминания и история»
27.06
Лекция «Горцы и казаки в творчестве Л. Н. Толстого»
26.06
Обзорная экскурсия по Литературно-мемориальному музею А. Мамакаева
26.06
Обзорная экскурсия по Литературно-мемориальному музею А. Айдамирова
26.06
Музейный урок «Чеченская семья в понимании подрастающего поколения»
26.06
Обзорная экскурсия по Литературно–этнографическому музею Л. Н. Толстого
26.06
Обзорная экскурсия по Махкетинскому краеведческому музею
26.06
Обзорная экскурсия по Литературному музею М. Ю. Лермонтова
23.06
Мастер-класс «Рисуем мини-комиксы с художником и писателем Асей Умаровой»
23.06
Обзорная экскурсия по Литературно-мемориальному музею А. Мамакаева
23.06
Обзорная экскурсия по Литературному музею М. Ю. Лермонтова
23.06
Обзорная экскурсия по Махкетинскому краеведческому музею
23.06
Обзорная экскурсия по Литературно – этнографическому музею Л. Н. Толстого
22.06
Обзорная экскурсия по литературному музею М. Ю. Лермонтова
22.06
Обзорная экскурсия по Литературно-мемориальному музею А. Айдамирова
22.06
Музейный урок «Творчество чеченского поэта Яричева Умара Денелбековича», ко дню рождения народного писателя
22.06
Обзорная экскурсия по Махкетинскому краеведческому музею
22.06
Лекция «Участие жителей станицы Старогладовская в Великой Отечественной войне»
22.06
Патриотический час «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
22.06
Обзорная экскурсия по Литературно–этнографическому музею Л. Н. Толстого
22.06
Встреча с потомками ветеранов ВОВ «Эхо войны»
22.06
Музейный урок «Память нашу не стереть с годами»
20.06
Обзорная экскурсия по Литературно-мемориальному музею А. Айдамирова
20.06
Обзорная экскурсия по Литературно-мемориальному музею А. Мамакаева
20.06
Обзорная экскурсия по Махкетинскому краеведческому музею в рамках программы «Пушкинская карта»
20.06
Обзорная экскурсия по Литературно-этнографическому музею Л. Н. Толстого
20.06
Обзорная экскурсия по литературному музею М. Ю. Лермонтова
20.06
Лекция «Формула чеченской нравственности»
20.06
Лекция «День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны»
18.06
Музейный урок «Орудия труда и производства чеченцев в Средневековье»
17.06
Выставка «Посуда чеченцев прошлых веков»
15.06
Музейный урок «Творчество драматурга Магомеда Мусаева», ко дню рождения писателя
15.06
Музейный урок «Творчество поэта Дудаева Абди»
15.06
Лекция «Яхь - сакральное духовное состояние чеченцев»
15.06
Лекция «Археологические памятники Итум-Калинского района Чечни»
13.06
Выставка «Предметы кузнечного изготовления»
09.06
Музейный урок «Творчество Саидова Билала», ко дню рождения поэта, драматурга
09.06
Лекция «Моя Россия»
09.06
Лекция «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации», ко Дню России
09.06
Патриотический час «Я живу в России», повещённый Дню России
09.06
Музейный урок «Музейные предметы, хранящие память. История чемодана»
09.06
Лекция «Хозяйственная деятельность гребенского казака»
09.06
Лекция «День России»
09.06
Лекция «Россия – наш общий дом», посвященная Дню России
09.06
Лекция «Символы России»
07.06
Музейный урок «Предметы и орудия земледелия на территории Веденского района»
07.06
Выставка «Этнографическое путешествие в прошлое»
07.06
Лекция «Взаимоотношения культур чеченцев и казачества»
06.06
Музейный урок «Перспективы развития туризма в ЧР»
06.06
Музейный урок «К нему не зарастет народная тропа», посвящённый 224-й годовщине со Дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина
05.06
Музейный урок «Дань памяти писателю Нажаеву Ахмаду»
02.06
Тематическая экскурсия по залу Боевой славы
02.06
Лекция «Этногенез чеченского народа»
02.06
«И пусть поколения знают»
02.06
«Музейные предметы, хранящие память. Папаха»
02.06
«Музейные предметы, хранящие память. Тарантас»
01.06
Музейный урок «Брест – орешек огненный»
01.06
«Музей и дети»
01.06
«Счастливое детство»
31.05
«Все лучшее – детям!»
22.05
«День славянской письменности»
22.05
«Молодежные субкультуры и экстремистское сознание»
22.05
«Терроризм – угроза обществу»
22.05
«Ювелирное искусство чеченцев»
22.05
«Школьные годы чудесные»
22.05
«Мужская и женская одежда чеченцев прошлых веков»
22.05
«Жизнь и творчество А. Айдамирова»
22.05
«Байсангур Беноевский – легендарный герой Кавказской войны XIX века»
22.05
«Коррупция – угроза национальным интересам России»
22.05
«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»
19.05
Обзорная экскурсия по Литературному музею М. Ю. Лермонтова
19.05
«Известные махкетинцы»
19.05
«Кольчатый доспех позднесредневековых чеченских воинов»
19.05
Обзорная экскурсия по Литературно-этнографическому музею Л. Н. Толстого
19.05
«Особенности старообрядчества у гребенских казаков»
19.05
«Ахь вина соьх нохчо, сан Ненан мотт»
18.05
Лекция «Жизнь без вредных привычек»
18.05
«Предметы и орудия земледелия на территории Веденского района»
18.05
«Образ Николая II в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»»
18.05
«Музей – чарующий мир»
18.05
«Посвящение в музееведы»
18.05
Литературно-этнографический музей Л. Н. Толстого
18.05
«Формы и средства инклюзивного образования»
17.05
«Урок в Музее» в рамках программы «Культурная среда»
17.05
«Предметы товарного обмена с Россией»
17.05
«О вреде психотропных веществ»
17.05
«Спортивная слава Чечни» и «Основоположники чеченской литературы»
17.05
II Всероссийский конкурс-фестиваль современно и народного творчества
17.05
«Гончарное производство у чеченцев»
17.05
«Религия и духовная общность терских казаков»
16.05
Поступление на военную службу по контракту или добровольцем
16.05
«Спортивная слава Чечни» и «Основоположники чеченской литературы»
16.05
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
15.05
Лекция «Чеченская семья и чеченское общество», посвященная отмечаемому 15 мая Международному дню семей
12.05
«Лидеры России» — конкурс для управленцев из всех профессиональных сфер
12.05
«Чеченские племена в древности»
12.05
«Орудия труда чеченцев в Средневековье»
12.05
«Герой Советского Союза Мовлид Алероевич Висаитов»
12.05
«Жизнь и творчество писателя Минкаилова Э. С.»
12.05
«Система жизнеобеспечения терского казачества в XVIII в.»
12.05
«Военно-политическая деятельность Бейбулата Таймиева (1779-1831 гг.)»
12.05
«Жизнь без вредных привычек»
11.05
«Таврида» приглашает на образовательный заезд молодых деятелей культуры и искусств
11.05
«Памятники Средневековья в высокогорной Чечне»
10.05
Урок в Музее
10.05
«Жизнь и творчество филолога Туркаева Х. В.»
10.05
«Память Героя не смоют года»
10.05
«Природа в стихах М. Ю. Лермонтова»
10.05
Памяти Ахмат-Хаджи Кадырова
05.05
Музейный урок «Никто не забыт, ничто не забыто»
05.05
Лекция «Салют Победы», посвященная 78-й годовщине Победы в ВОВ
05.05
Лекция «Тайповая организация чеченского общества»
05.05
Лекция «История картины Генриха Павловского «Подвиг Нади Курченко»
05.05
Музейный урок «Кавказская война в живописи, литературе и кинематографии»
05.05
Патриотический час «Я гражданин и патриот».
05.05
Мероприятие «Мы этой памяти верны» ко Дню Победы
05.05
Этот день мы приближали как могли! К 9 мая
05.05
Музейный урок «Творчество чеченского филолога З. Джамалханова»
05.05
Мероприятие «Этот день мы приближали, как могли!»
04.05
Выездная лекция «История картины П.П.Соколова-Скаля «Аллея Победы» к 78-летию Победы в Великой Отечественной войне
04.05
Лекция «История картины О.П.Клюкина «Чеченка»
04.05
Музейный урок «История создания стихотворения «Дары Терека» М.Ю.Лермонтова»
04.05
Лекция «Наш язык – наша история»
04.05
Патриотическая акция «Обелиск Победы»
04.05
Лекция «Взаимодействие семьи и школы в создании у ребенка интереса к учебе».
04.05
Лекция «Международный день борьбы за права инвалидов»
02.05
Лекция «Судебные процедуры по чеченским адатам»
02.05
Музейный урок «Жизнь и творчество А. Сулейманова» ко Дню рождения поэта
02.05
Литературный час «Чеченские писатели. А.Сулейманов», посвященный ко дню рождения поэта
02.05
Лекция «1 мая – День Весны и Труда»
02.05
Лекция «Мир. Труд. Май», посвященная отмечаемому 1 мая – Дню весны и труда
28.04
Патриотический час «Я живу в Шелковском районе Чеченской Республики»
28.04
Тематическая экскурсия по Литературно-мемориальному музею А.Айдамирова
28.04
Выставка «Веденцы в советское время»
28.04
Лекция «Формы и методы взаимодействия семьи и школы»
28.04
Музейный урок «Мужество и смелость в творчестве Л. Н. Толстого».
27.04
Обзорная экскурсия по Литературному музею М.Ю.Лермонтова
27.04
Выставка «Известные махкетинцы»
26.04
Музейный урок «Чеченский язык – зеркало истории народа», посвященный Дню чеченского языка
25.04
Экскурсия ко Дню чеченского языка
25.04
Выставка «Предметы и орудия земледелия на территории Веденского района»
25.04
Лекция «Чеченское гостеприимство в произведениях Л. Н. Толстого»
25.04
Лекция «Без языка нет нации!», посвященная Дню чеченского языка
25.04
Тематическая экскурсия по Литературно-мемориальному музею А. Ш. Мамакаева
24.04
Выставка «Предметы товарного обмена с Россией»
24.04
Тематическая экскурсия по Литературно-этнографическому музею Л. Н. Толстого
24.04
Встреча с юными краеведами
22.04
Музейный урок «Пока жив язык, жива нация»
19.04
Музейный урок «Творчество чеченского писателя Арсанукаева Ш. А.»
19.04
Музейный урок «Газета «Даймохк» и история современной Чеченской Республики», посвященный выходу в свет первого номера газеты «Даймохк»
19.04
Викторина «Что мы знаем о Лермонтове?»
19.04
Лекция «Система взаимодействия семьи и школы в воспитании у младших школьников сознательного отношения к учебе»
19.04
Музейный урок «Творчество чеченского писателя Арсанукаева Шайхи
19.04
Лекция «Чечено-казачье хозяйственно-культурное взаимовлияние»
19.04
16-й фестиваль современного искусства «Аланика»
19.04
Выставка местных кузнечных изделий
19.04
Встреча с юными краеведами
18.04
Лекция «Жизнь без вредных привычек».
18.04
Обзорная экскурсия, посвященная Международному дню памятников и исторических мест
18.04
Лекция «На чужбине», из цикла «Дороги моей жизни» (по мемуарам А. Айдамирова)
18.04
Лекция «Я люблю родной язык»
18.04
Лекция «Опыт изучения памятников скифо-сарматского и раннесредневекового времени горной Чечни»
18.04
Викторина «Нохчийн мотт – къоман са», приуроченная ко Дню чеченского языка.
18.04
Лекция «Старинные ремесла чеченцев»
18.04
Лекция «Профилактика правонарушений и преступности в подростковой среде»
18.04
Викторина «Память, которой не будет забвенья», посвященная узникам концентрационных лагерей
17.04
Лекция «Чеченская Республика и ее туристический потенциал»
17.04
Лекция «История Братской могилы бойцов 11 Красной Армии в станице Старогладовской»
17.04
Мероприятие «Люби и знай свой край», посвященное Международному дню памятников и исторических мест.
17.04
Лекция «История Братской могилы бойцов 11 Красной Армии в станице Старогладовская»
17.04
Лекция «НЕТ – коррупции»
17.04
Музейный урок «Любите и знайте свой родной язык»
17.04
Выставка гончарных изделий местного производства
17.04
Лекция «Мовлади Висаитов. Встреча на Эльбе»
15.04
Выставка «Веденцы в годы Великой Отечественной войны и на фронтах Великой Отечественной войны»
15.04
Патриотический час «Чеченская Республика - территория мира и стабильности»
14.04
История картины Магомеда Закриева «Снег в апреле»
14.04
Лекция «Стили Живописи – импрессионизм»
14.04
Лекция «Из истории празднования Православной Пасхи на Тереке в XIX веке»
14.04
Лекция «Православная Пасха в гребенских станицах»
14.04
Лекция «Отмена КТО – возвращение к мирной жизни», посвященная 14-летию отмены КТО на территории Чеченской Республики
14.04
Лекция «Живая память», посвященная отмене КТО на территории ЧР
13.04
Лекция «Стили Живописи – натюрморт»
13.04
Лекция «Славные женщины чеченского народа»
13.04
Лекция «Социальные последствия наркомании»
13.04
Передвижная выставка «Спортивная слава Чечни» и «Основоположники чеченской литературы»
12.04
Лекция «Жизнь и творчество поэта Шайхиева Алвади»
12.04
Музейный урок «Л. Н. Толстой и А. Н. Островский»
12.04
Литературный час «Чеченские писатели. А. Х. Шайхиев»
12.04
Музейный урок «Жизнь и творчество поэта Сатуева Хусейна»
12.04
Музейный урок «Чеченцы в Гражданской войне»
12.04
Лекция «Бекалахь ненан мотт»
12.04
Кинопоказ «Эпоха Шейха Мансура (1760 - 13 апреля 1794 гг.)»
11.04
Лекция «Адатская система правосудия чеченцев в XVIII-XIX вв.»
11.04
Лекция «Молодежные субкультуры и экстремистское сознание»
11.04
Лекция «Коррупция как антисоциальное явление»
11.04
Лекция-беседа «Здоровый образ жизни - мифы и реальность»
11.04
Лекция «Жив народ, пока жива историческая память!»
10.04
Музейный урок «Величие М.Ю. Лермонтова»
10.04
Лекция «Таймасха-легендарная воительница Кавказской войны XIX в.»
07.04
Лекция «Здоровый образ жизни пожилых людей»
07.04
Музейный урок «Кавказская война первой половины ХIХ века. Причины и характер»
07.04
Музейный урок из цикла портреты Лермонтова «М. Ю. Лермонтов – ребенок»
07.04
Лекция «А. В. Дружинин о М. Ю. Лермонтове»
06.04
Лекция «Творчество чеченской писательницы Дагалаевой Малики»
06.04
Музейный урок «Жилище казаков»
06.04
Мероприятие «История одного экспоната. Денежные знаки Царской России»
06.04
Музейный урок «Проповедническая деятельность Кунта - Хаджи Кишиева»
06.04
Лекция «К изучению погребального обряда населения Чечни XIII-XVI вв. н. э.»
06.04
Музейный урок «Участник Великой Отечественной войны
05.04
Лекция «Технология эффективного общения»
05.04
Музейный урок «Чеченский писатель Х-А. Берсанов»
05.04
История создания поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
04.04
Музейный урок «Читая Лермонтова…»
04.04
Викторина «Традиции и обычаи чеченского народа»
03.04
Лекция «Жизнь без вредных привычек»
03.04
Музейный урок «По следам творчества старшего брата Л. Н. Толстого, Николая Николаевича Толстого»
31.03
Музей ЧР закрывается на реновацию
13.03
Музейный урок «С. В. Михалков и музей Л. Н. Толстого в станице Старогладовской»
18.02
Литературный час «Л. Джумалаева: Сердце женщины», приуроченный ко дню рождения писателя
17.02
Литературный вечер, посвященный творчеству чеченского поэта Алиева Магомеда
21.01
Китайская чайная церемония
19.01
«Десять тысяч лет счастья. Традиционное искусство Китая»
22.12.2022
Новогодний квест - 2023
15.12.2022
«Музей детям»
23.11.2022
Мероприятие «Музей глазами блогера»
11.11.2022
Творческий вечер c художником Заком Кахадо
10.11.2022
II Международная биеннале современного искусства Кавказа
04.11.2022
«Ночь искусств» в Музее Чеченской Республики
06.10.2022
Дни Эрмитажа в Чеченской Республике
17.09.2022
Встреча с чеченским писателем Мусой Ахмадовым
28.07.2022
Выставка «Традиции Абрамцево сквозь века»
24.06.2022
Арт-завтрак с Астемиром Апанасовым
31.05.2022
Арт-завтрак «Женщина в искусстве»
21.05.2022
Мероприятия в рамках Всероссийской акции «Ночи музеев - 2022»
27.04.2022
Выставка «Искусство - душа народа»
17.02.2022
Выставка «Коран - притяжение гармонии».
19.01.2022
«Урок в музее», посвященный жизни и творчеству И.К. Айвазовского
Все новости