8 сентября заведующей отделом «Культура и этнография народа ЧР» ГБУК «Музей ЧР» Юшаевой Хавой была проведена лекция «Влияние ислама на суд и судопроизводство у чеченцев».
Основные принципы мусульманской правовой культуры системно начинают закладываться в Чечне в период народно-освободительного движения шейха Мансура. По мнению Мансура, принятие шариата должно было сплотить горские народы, разделенные на свои особые адаты.
Среди ученых нет единого мнения о времени, когда чеченские тайпы приняли ислам. Одни склонны относить эти события к XV в. Другие же считают, что начало массового распространения ислама среди предков чеченцев относится к XIV в., хотя есть основание полагать, что диффузно ислам начал проникать в среду чеченцев еще в IX-X вв., что связано с появлением на территории чеченцев арабских полководцев и миссионеров. По мнению С.Ц. Умарова, «мусульманство в качестве господствующей религии утверждалось в Чечне в XV - первой половине XVI в.».
Проникновение ислама в Чечню происходило постепенно. Первыми в Чечне ислам приняли жители, населяющие территорию Нохч-мохка (территория современного Ножай-Юртовского и Веденского районов). Объяснить это можно соседством с Дагестаном, где ислам распространялся быстрыми темпами, в самой Чечне миссионерская деятельность была воспринята с пониманием и одобрением, что способствовало утверждению ислама сугубо на добровольных началах.
Добровольное принятие ислама чеченцами, укрепление шариата и развитие правовой системы способствовало интенсивному развитию основных правовых отношений на основе шариата.