22 августа в МБОУ «СОШ №14» состоялся музейный урок-презентация «Чеченские просветители в истории чеченского народа», посвященный тематике текущего года.
Лектор, зав. отделом «Средневековая и новая история Чечни» Сулейманова Х. в своем рассказе погрузила учащихся в историзм развития учебного дела в Чечне, сопровождая рассказ презентацией, где вниманию слушателей были представлены одни из первых просветителей чеченского народа, образовательные учреждения и ранние чеченские буквари минувших веков.
История развития учебного дела на Северном Кавказе начинается с 1848 года, когда был создан Кавказский учебный округ. Школьники узнали, какая задача была поставлена перед этим округом; какую основную задачу ставила перед собой национальная интеллигенция в эпоху просветительского движения в Чечне во 2-ой половине XIX века, которое способствовало выдвижению из народа патриотов, заинтересованных в создании письменности, распространении грамотности, просвещения среди чеченского народа.
До середины XIX века в Чечне не было ни одной светской школы. Проводниками грамотности среди чеченцев в основном были представители мусульманского духовенства (к примеру, один из них Шоип-Мулла). Почти во всех аулах имелись частные и примечетские начальные школы, где обучение детей велось на арабском языке. Просветительское движение способствовало выдвижению из народа патриотов, заинтересованных в создании письменности, распространении грамотности, просвещения среди чеченского народа, в открытии образовательных учреждений. К числу ярких представителей чеченских просветителей относятся: К. Досов, составивший первый чеченский букварь совместно с П. Усларом; У. Лаудаев, Т. Эльдарханов, И-Б. Саракаев, братья Денильбек, Заурбек, Асланбек Шериповы и другие.