23 июля в МБУ ДО «ДДТ Ахматовского района г. Грозного» старшим научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Умаровой Миланой проведена лекция «Большая и малая семья у чеченцев».
Трансформация традиционного чеченского общества в ХХ в., проходившая весьма быстрыми темпами и достаточно противоречиво, привела к изменению характера восприятия семейных отношений и их ценностного содержания, что определяет необходимость научного исследования семьи, включая и ее современную эволюцию, а следовательно, и актуальность избранной темы. На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам. Ее существование у многих народов Кавказа отмечено в литературе дореволюционной русской этнографии. Большая семья была характерна и для чеченского этноса. О ее наличии у чеченцев в конце XIX- начале XX вв., отмечалось и многими революционными авторами, а также исследователями 20–30-х годов прошлого века. Изучение семейных обрядов, в том числе и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей, невозможно без исследования семьи. На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам. Ее существование у многих народов Кавказа отмечено в литературе дореволюционной русской этнографии.
Главой семьи у чеченцев был отец – «ц1ийна да», что в дословном переводе означает «хозяин дома». Единство семьи сохранялось и после смерти отца, в таком случае ее главой становился старший брат. Он пользовался в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но, в то же время, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев. Женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее – в узком смысле слова – или «женское» хозяйство, ее называли «ц1еннана».