На базе Литературно-этнографического музея Л.Н.Толстого 8 августа состоялся музейный урок «Музейные предметы, хранящие память. Войлочный ковер». Выступая перед учащимися и педагогами школ Шелковского района, директор музея Л.Н.Толстого С. Загибов рассказал, что интересным источником, содержащим этнографические сведения о терских ногайцах и их занятиях, являются дневники Л.Н. Толстого, которые он вел в станице Старогладовской в 1851-1854 гг. Один из основателей и член Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, его секретарь А.П. Берже оставил сведения о хозяйственных, торгово-экономических и сословных отношениях ногайцев, а также об обычном праве и судах, некоторых обрядах, о численности ногайских семейств в середине 19 веке.
Войлок в истории и жизнеобеспечении ногайцев, наряду со скотоводством, играет едва ли не самую важную роль. В войлочном орнаменте отражалось мировидение народа, его ценностные ориентации, эстетические идеалы. Повышению качества изделия способствовало, как показывал богатый народный опыт, помещение на определенное время очищенной и разрыхленной шерсти на мороз, а также помещение тюков с шерстью в кучу преющего навоза. Операция по уплотнению войлока ногайками производилась преимущественно руками: к валянию ногами или под копытами лошадей, как это было принято у других народов, они не прибегали. Исследователями замечено, что при выработке войлока, ногайские мастерицы избегали добавлять в сырье долю «кислой шерсти» и вообще каких-либо примесей. Гребень для расчесывания шерсти ногайцам известен нескольких разновидностей, отличающихся друг от друга размерами и частотой металлических зубьев. Лучок для рыхления шерсти применялся у ногайцев в двух вариантах: в одних случаях мастерица, держась за дугу, быстро и равномерно опускала тетиву лучка в гущу шерсти; в других - тетива, опущенная в шерсть, ритмично натягивалась и опускалась пальцами, заставляя ее вибрировать. Шерсть, предназначенная для изготовления войлока на утепление пола помещения, не промывалась, на гребне не расчесывалась и лучком не обрабатывалась и т.д. Все эти и другие частности технологических приемов и особенностей, в значительном большинстве перенятые, заимствованные другими народами Дагестана, Северного Кавказа и др., сложились в результате богатейшей народной практики многих поколений ногайцев, для которых войлок и изделия из него играли очень большую роль в быту.