13 декабря в МБОУ СОШ № 15 г. Грозный старшим научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Батукаевой Седой проведена лекция «Летне-осенние календарные обычаи и обряды».
Условная грань между весенним и летне-осенним циклами лежала там, где заканчивался сезон весенних полевых работ. Важность летнего периода ярко отражена в разнообразных и многочисленных чеченских пословицах. В них подчеркивалось необходимость особенно тщательно и интенсивно трудиться летом, за которым последует долгая и суровая пора года – зима. Именно результаты летнего труда кормили человека зимой: «Один день лета равен зимней неделе». В свою очередь осень в пословицах и поговорках изображается как лучшая, благодатная пора: «Полная урожайная осень лучше прекрасной весны». Согласно многовековым наблюдениям народа наступление осени обозначалось рядом особых признаков. «Осень наступает, - говорили чеченцы, - когда зацветут земляные груши»; «Когда улетают журавли – наступает осень». По отлету птиц определяли время различных сельскохозяйственных работ: улетают журавли – пора косить; улетают кукушки – пора начинать жатву. В хозяйственном быту широко использовались и различные приметы о погоде: второе цветение деревьев – к хорошей осени, но суровой зиме; если во время летней чиллы скворцы и журавли садятся низко – к непогоде и к мору скота; если третий день чиллы дождливый – осень будет слякотной, и др. В осенних приметах, в отличии от зимних и весенних отсутствовали мотивы предсказания урожая, а главное внимание обращалось на состояние погоды, которая обуславливала благоприятные или неблагоприятные условия завершения всего цикла сельскохозяйственных работ.
Летние и осенние календарные праздники и обряды, также как зимние и весенние, являясь их логическим продолжением, сопровождали узловые моменты сельскохозяйственных работ, связанные с земледелием и скотоводством, а также отражали естественное желание людей получить психологическую разрядку перед началом или завершением тех или иных работ.