Музейный урок провел директор музе Л.Н.Толстого С. Загибов И посвятил его чеченским традициям празднования нового года.
Ссылаясь на труды известного чеченского этнографа Сайд-Магомеда Хасиева, С. Загибов рассказали, что, в древние времена, новый год в чеченских селах, по мнению этнографа несколько походил на колядование : «Есть у русских такое понятие, как колядование - посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение они поздравляют друг друга.
«Многочисленные источники указывают, что чеченцы поздравляли друг друга «флажками» из сала, ходили в гости с палками колбасы. С песнями ходили по дворам, а хозяева им дарили овальной формы кусочки халвы или орехи» - сказал ведущий урока, директор музея С. Загибов в своем вступительном слове.
«Исторические источники пишут, что, чеченцы, жившие в доисламское время, запрещали детям выходить на улицу в новогоднюю ночь, чтобы уберечь их от нечистой силы в лице «ешапаш» (старухи-колдуньи, монстры, чудовища), по мнению людей водивших в эту ночь хороводы вокруг домов» - рассказал ведущий.
«Далекие предки чеченцев верили, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, поэтому, защищаясь от нее, раскладывали в хлевах и жилых помещениях в качестве оберегов железные предметы» - сказал он в продолжении темы. У чеченцев новогодний праздник назывался Керла Шо» - обьяснил ведущий музейного урока.
«Как отмечают в своих трудах историки, древние чеченцы в доисламскую эпоху новый год обычно отмечали в декабре - в день зимнего солнцестояния. Традиции украшать елку здесь никогда не было. Зато были другие обычаи. Например, обновление огня в домашнем очаге. Закладывали в очаг длинную палку, чтоб она не давала раскрыть входную дверь. Когда оно перегорала до длины, позволявшей впустить гостей, начинался собственно праздник. У чеченцев полагалось, чтобы новогодний стол был обильным, и все без исключения наелись доотвала. Из обязательной еды на чеченском новогоднем столе издревле были сдобные хлебцы, с зернами и монетами внутри. По ним люди гадали, кому суждено быть удачливым и богатым в наступившем году. На третий день Нового года чеченцы устраивали соревнования - джигитовку на лошадях. Победители получали в дар ценные призы - седло, плетку, уздечку, а то и лошадь!» - рассказал С. Загибов.
«В день нового года люди разжигали домашний огонь, который, согласно их верованиям, отгонял злых духов. Новогодний стол накрывали различными блюдами: жижиг-галнаш, чепалгаш, хингалш. Новогодний праздник заканчивался на третий день, до сих пор любимым зрелищем чеченцев – лошадиными скачками. Современные чеченцы в новогоднюю ночь люди просто собираются за столом, желают друг другу добра, счастья, чтобы проститься с прожитым годом и встретить новый, с которым связывают свои мечты и надежды на лучшее» - сделал сравнение С. Загибов, завершая музейное мероприятие.