22 января г. в МБОУ СОШ № 14 старший научный сотрудник отдела «Средневековая и новая история Чечни» Закриева Т. провела лекцию «История развития народного образования и просвещения в Чечне».
Начало просвещения чеченцев на светской основе тесно связано с новыми условиями общественно-экономического развития. Первыми светскими учебными заведениями в Чечне, открытыми новыми российскими властями, была Грозненская окружная горская школа, основанная в 1863 г. для детей чеченцев.
Окончившие эти учебные заведения впоследствии могли стать чиновниками местных административных учреждений. Преподавательский состав горских школ Чечни имел достаточно высокий уровень подготовки и значительный опыт педагогической работы.
В получении светского образования чеченское общество видели наиболее верный способ улучшения экономических навыков ведения хозяйства.
В 1895 г. чеченцы просили открыть сельскохозяйственную школу на 160 человек в Урус-Мартане. Вопреки намерениям и воле кавказских властных структур, Грозненская горская школа сыграла объективно прогрессивную роль в культурном развитии досоветской Чечни. Некоторые выпускники этих школ стали известными деятелями культуры.
Летом 1862 г., в крепости Грозная была открыта временная школа для грамоты на чеченском языке. В это время происходит знакомство чеченской молодежи с русской культурой и передовой общественной мыслью России.
Все эти факторы способствовали формированию, хотя и немногочисленной, чеченской национальной интеллигенции, появлению просветителей в пореформенный период в Чечне. Это было время, когда в России проводились преобразования, во многом отвечавшие общечеловеческому прогрессу и вековым требованиям просвещенного общества.