27 января в МБОУ СОШ № 15 г. Грозный старший научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Батукаевой Седой проведена лекция «Этапы жизненного цикла чеченцев».
Этапы жизненного цикла чеченцев как детство, юность, зрелось и старость не имеют абсолютно четкого определения хронологических границ.
Особое отношение у чеченцев к возрасту 5-6 лет, которому придается значение важного этапа в становлении умственных способностей ребенка («хьекъал къяста хан»). Следующими возрастными рубежами в жизни ребенка были 6-8 и 10-12 лет. Именно в эти годы появляется и усиливается различие в положении мальчиков и девочек. В 6-8 лет, независимо от пола, дети еще играли умеете, ограничения были минимальны. Затем девочек начинали постепенно отделять, обособлять от мальчиков, удерживать дома, значительно ранее мальчиков более активно втягивали в трудовую жизнь семьи и т.д.
С 9 лет к мальчику уже начинали предъявлять определенные требования, он оставлял многие игры, должен был уметь скакать на лошади и др. С этого возраста воспитание мальчиков переходило к старшим по возрасту мужчинам.
Также следует отметить, что семья являлась начальным этапом подготовки детей к их будущим семейным ролям. Именно в семье дети узнавали и узнают, что значит быть отцом и матерью, и эта самая ранняя эмоционально заданная информация навсегда сохранялась в их памяти и формировала отношение к будущим семейным ролям. У чеченцев передача культурных и социальных ценностей подрастающему поколению на уровне семьи осуществлялась благодаря наблюдению самих детей за атмосферой жизни семьи, посильному участию в ее хозяйственно-бытовой деятельности. В этом случае усвоение новых знаний происходило в результате подражания взрослым. Мальчик как будущий хозяин должен был быть самостоятельным, смелым, сдержанным и добрым. Девочке полагалось приобретать лучшие качества будущей жены, матери, хозяйки. Она должна была быть спокойной, тихой, мягкой, трудолюбивой, самостоятельной.