7 февраля в МБОУ «СОШ №20» старшим научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Умаровой Миланой проведена лекция «Организация труда в традиционной чеченской семье».
Большая неразделенная семья объединяла близких родственников, иногда вплоть до четвертого колена. У каждого члена семьи были свои обязанности. В семейном быту у чеченцев обязанности мужчин и женщин были строго распределены. Мужчины в основном занимались земледелием и скотоводством, что было связано тяжелым физическим трудом. А женщины- домашними хозяйственными (шитье, готовка, воспитание детей и т.д.) и подсобными работами в поле. Различные виды работ часто закреплялись за отдельными членами семьи в зависимости от пола, возраста, способностей и умения. В семьях где основной отраслью хозяйства было земледелие, основные производственные функции распределялись между мужчинами. Распределением работ и организацией трудовой деятельности в рамках большой семьи занимался ее глава - самый старший, опытный и авторитетный мужчина в доме, обычно отец - «ц1ийна да», если нет отца, то старший брат. Производя из года в год пахоту, мужчины старшего поколения накапливали опыт, сноровку и т. д., которые способствовали получению наибольших урожаев. Как в больших, так и в малых семьях наиболее трудоемкой работой была обработка шерсти, которая считалась женским занятием и выполнялась всеми женщинами семьи. В большинстве случаев при обработке шерсти прибегали к организации «белхи. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить мальчиков переносить трудности, закалять характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы.