7 февраля в МБОУ СОШ №18 заведующей отделом «Культура и этнография народа ЧР» Юшаевой Хавой проведена лекция «Весенние народные праздники чеченцев».
Весенний цикл занимал в народном календаре чеченцев особое место. Именно в этот период, важнейший в жизни сельского жителя, совершались главные работы – пахота, сев, первый выгон скота, от которых зависело благополучие общины в течение года.
Первым весенним праздником, знаменующим начало сельскохозяйственных работ и в то же время – начало нового сельскохозяйственного года был день весеннего равноденствия. С наступлением праздника все люди поднимались до восхода солнца и выходили на улицу, навстречу весенним лучам восходящего солнца выносили во двор натертую до блеска медную посуду. В праздник устраивали спортивные мужские игры. По истечении трех дней наступал день выхода плуга (гота йоьду де). Происходило это после 25 марта (Тушоли бутт или 1у аркъал бутт). Обряд выхода плуга проходил во всех селениях в основном по одному и тому же сценарию. Во дворе выборного пахаря, куда собирались все жители села, запрягались в плуг волы. Женщины отправлялись рано утром за водой, чтобы встретить участников ритуала, идущих в поле, с полными кувшинами воды. В этот день сытыми должны были быть и пахарь, и волы, иначе считалось, что «урожай будет голодный» (ялта меца хир ду), т.е. скудный. Чеченцы уделяли значительное внимание выбору пахаря. Выбирали человека, несущего благополучие (беркате стаг). Часто в селе таким беркате стаг ежегодно становился один и тот же человек, которому и поручали провести первую борозду. Следующим календарным праздником являлся день, посвященный богине Тушоли. Почитание Тушоли, которая считалась богиней плодородия, весны и деторождения, было широко распространено.
Празднование происходило в последнее воскресенье месяца Тушоли (Тушоли-к1иринде). Приурочивался этот праздник к прилету птицы удод (Тушоли котам, ц1ай котам – курица Тушоли, священная курица), когда стада впервые выгоняли на летние пастбища. Удод считался вестником весны.
Особым почитанием пользовался Села (Стела) – бог грома, молнии и небесных явлений; его именем был назван месяц май (Стела бутт) и выделен день – среда (керсела, т.е. день бога Села). До настоящего времени бытует обычай определять предстоящую погоду на месяц по первой среде этого месяца.
В одну из сред месяца Села, при первом появлении весенней радуги Села 1ад, устраивался праздник. Бог небесных сил имел, по воззрениям чеченцев, непосредственное отношение к их благополучию.
В основе каждого праздника и обряда весеннего цикла лежат реальные условия быта человека и прежде всего его хозяйственная деятельность. Узловые точки сроков сельскохозяйственных работ отмечались традиционными обрядами вплоть до начала XX в. и даже позднее.