13 марта МБОУ СОШ №7 заведующей отделом «Культура и этнография народа ЧР» Юшаевой Хавой проведена лекция «Летне-осенние праздники и связанные с ними обряды чеченцев».
Важность летнего периода ярко отражена в разнообразных и многочисленных чеченских пословицах и поговорках. В них подчеркивалась необходимость особенно тщательно и интенсивно трудиться летом, за которым последует долгая и суровая пора года – зима.
Началом летнего периода по чеченскому календарю считалось летнее солнцестояние (22 июня), которое называлось малх ц1а кхаъчна хан (букв, «время, когда солнце достигло дома»).
Было время, когда чеченцы широко и торжественно отмечали летнее солнцестояние – повсеместно делались жертвоприношения, разжигались костры, устраивалась общественная трапеза, различные состязания и т.д. Но к концу XIX в. под влиянием ислама это празднование уже ограничивалось лишь раздачей мяса и общественной трапезой, совершением мовлида, чтением дola.
Согласно многовековым наблюдениям народа наступление осени обозначалось рядом особых признаков. «Осень наступает, – говорили чеченцы, – когда зацветут земляные груши»; «Когда улетают журавли – наступает осень» и др. В хозяйственном быту широко использовались и различные приметы о погоде: второе цветение деревьев – к хорошей осени, но суровой зиме; если во время летней чиллы скворцы и журавли садятся низко – к непогоде и к мору скота; если третий день чиллы дождливый – осень будет слякотной и др. В осенних приметах, в отличие от зимних и весенних отсутствовали мотивы предсказания урожая, а главное внимание обращалось на состояние погоды, которая обуславливала благоприятные или неблагоприятные условия завершения всего цикла сельскохозяйственных работ.
Летне-осенний цикл включал в себя и обряды, связанные со скотоводством, занимавшим в быту чеченцев не менее значительное место. Возвращение стад с летних пастбищ сопровождалось жертвоприношением, каждая семья старалась зарезать барана и раздать мясо бедным и сиротам.
Осеннюю стрижку, как и весеннюю, не начинали без принесения в жертву барана. К стрижке готовили обрядовые печенья (текьамаш), собирали соседей и устраивали трапезу, сопровождаемую плясками и пением. Первую срезанную шерсть (тхонка) раздавали сиротам, а часть сохраняли до следующей стрижки.