На базе Литературно-этнографического музея Л.Н.Толстого 25 марта состоялся музейный урок «Л.Н. Толстой о театре», посвящённый Международному дню театра.
Отношения Льва Николаевича Толстого с театром были сложными, противоречивыми, но всегда — искренними и страстными. Высказывания Толстого о театре часто бывали негативными, даже резкими, но это не означает, что он не любил этот вид искусства. Скорее, он не принимал театр фальшивый, косный, бессмысленно-декоративный, светский — как сказали бы сегодня, гламурный. И думал о том, как найти путь к созданию нового театр — бескомпромиссного, правдивого и доступного каждому.
У Толстого не так много пьес: «Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп», незаконченная автобиографическая драма «И свет во тьме светит». Менее известны незавершенные драматургические тексты 1850-х годов, две комедии 1860-х, и нравоучительные пьесы для народных театров. При этом Толстой — один из самых популярных в театральном мире авторов. Его пьесы, а также сценические версии «Войны и мира», «Воскресения», «Казаков», «Крейцеровой сонаты» и других произведений активно ставили и ставят сегодня в театрах всего мира. Театральных интерпретаций одной только «Анны Карениной» — сотни.
С. Загибов сообщил, что в комедии Толстого становились узнаваемы не только реальные яснополянские персонажи, но и быт семьи того времени. Лев Николаевич для своей пьесы взял немало заимствований из обстановки яснополянского дома, а также других светских домов. Были в «Плодах просвещения» те же светские выезды и приёмные дни – «журфиксы», то же обилие прислуги, что и в Ясной Поляне. По своей социальной направленности «пьеса была живым изображением жизни тогдашнего высшего дворянства, даже фамилии действующих лиц были сначала взяты из действительной жизни (Самарин, Стахович, князь Львов) и только потом переделаны Толстым.
Яснополянская реальность, несомненно, повлияла на постановку толстовской пьесы. Очевидцы и участники тех событий отмечали, что нередко во время репетиций спектакля усадебная действительность плавно переходила в театральный сюжет, а после его окончания в жизни продолжалось то, что только что игралось на сцене. Шарады, шутки, цыганские романсы, звучавшие в то время в семье, использовались автором в его пьесе. По утверждению современников, создавалось ощущение, что Толстой писал свою комедию с участников этого любительского спектакля. Актёры во время спектакля иногда даже не нуждались в авторском тексте и часто, забыв роль, вставляли выдуманные ими реплики.