2 апреля директор Литературно-мемориального музея А. Мамакаева Э.Э. Мамакаев провёл музейный урок ко Дню рождения Таштемира Эдьдарханова «Борец за справедливость».
1 апреля 1870 года в простой крестьянской семье родился мальчик, названный Таштемиром. У горца из чеченского села Гехи были не лучшие карьерные перспективы, однако он с детства проявлял неподдельный интерес к учебе: успешно закончил грозненскую школу (единственную, на тот момент, во всей Чечне), а затем Владикавказское училище.
С юности у Таштемира была мечта – стать учителем. Чтобы осуществить ее, он уехал на учебу в Тифлис. После Тифлисского учительского института будуший известный деятель работал педагогом в двух городах – Майкопе и Грозном.
Горцам, живущим, в основном, сельским хозяйством и скотоводством, земли катастрофически не хватало. Об этом и говорил с трибуны депутат Эльдарханов. Но власти не услышали его, а вторая Дума последовала за первой – была разогнана. В третью наш герой уже не попал, вместо депутатского мандата на родине его ждало преследование властей, из-за чего он переехал в Баку и находился там до 1917 года. В Баку он продолжил заниматься изучением и популяризацией чеченской культуры, а в 1911 году издал первый чеченский букварь.
К Октябрьской революции Эльдарханов вернулся на родину и начал участвовать в революционном движении, утверждая власть советов. Его усилиями удалось мирно остановить мощные части армии генерала Корнилова, движущиеся на Петроград, избежав кровопролития и жертв.
Спустя пару лет после утверждения власти советов, на Северном Кавказе началось масштабное развитие, а в 1922 году была образована автономная Чеченская область. Председателем ее революционного комитета, а затем председателем исполкома, избирают Эльдарханова, который пользовался огромным уважением среди чеченцев. При советах в Чечне начали появляться начальные школы. Эльедарханов же открыл в республике первый педагогический техникум. При нем в селах начали строить детские дома для сирот, школы, больницы, вводилась письменность. Он лично приезжал на школьные советы, интересовался школьными программами, помогал молодым педагогам советами из собственной практики.