3 апреля в Литературно-мемориальном музее А.Мамакаева прошёл музейный урок "Род Мамакаевых". Из рассказа ведущего присутствующие узнали о том, что согласно преданию, передаваемому от поколения к поколению, в корнях генеологического древа Мамакаевых покоится начало трёх братьев: Ялхо(1670), Битро(1667) и Черто (1664). Их предки и они сами жили где-то в краях Ялхой-Махк на границе с Грузией. Наверное, этим можно объяснить версию о якобы грузинского происхождения чертоевцев, к тайпу которых принадлежат и Мамакаевы.
Прадед же Арби – Мамакхи – Хьаьжа к началу Кавказской войны уже имел свой аул на территории нынешнего города – Соьлжа-г1ала. Мамакхи имел светское образование, совершил Хадж в святыню мусульман – Мекку, как личность и общественный деятель был известен как среди своих соплеменников, так и среди русских людей, особенно делового мира. В период строительства крепости на Сунже обстоятельства свели и с генералом Ермоловым. По просьбе русского генерала Мамакхи способствовал тому, что некоторые основатели аулов во время основания крепости пошли на уступки генералу: перенесли свои аулы на новые предоставленные Ермоловым земли.
Пришлось покинуть обсиженные места и Мамакхи и его сыну Ханакхи. Ханакхи обосновал аул на территории нынешнего посёлка Старая Сунжа , а сам Мамакхи вместе со своими довольно многочисленными однотайповцами – чертоевцами основал аул далеко за городом у подножья Терского хребта – (аул Мамакхи- юрт) село Первомайского в советский период . Точнее говоря, эти земли были выделены ему по милости самой Екатерины Второй как представителю царского Двора на Кавказе и нынешнему атаману казачьих войск Терека и Кубани. Как свидетельствуют дневниковые записи самого писателя, только 1852 году Л.Н. Толстой дважды со своими друзьями чеченцами посетил дом Мамкхи. Ко времени отъезда Толстого в Севастополь он уже считался кунаком в этом чеченском доме.
После известных событий Кавказской войны и разорении ряда сёл вокруг крепости, Мамакхи переселил своего сына за хребет – в долину Терека, куда к этому времени начали переселяться многие из верховья, в том числе и беженцы. Мамакхи прожил до глубокой старости, похоронен в фамильном склепе в родном селе.