13 мая в МБОУ «СОШ №20» старшим научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Умаровой Миланой проведена лекция «Народные музыкальные инструменты чеченцев».
Инструментальная музыка у горских народов развита на достаточно высоком уровне. Анализ литературы показал, что все виды инструментов - ударные, духовые и струнно-щипковые берут начало с древнейших времен. Самобытность древней национальной музыкальной культуры прослеживается и в народных инструментах чеченцев. Архаическим, изредка встречающимся инструментом является самозвучащий ударный гейма (геманш, геманаш), представляющий деревянную трещотку в виде расщепленного бруска.
Многие народные инструменты сохранили свою первозданную форму, прежде всего, это инструменты, изготовленные из выдолбленного куска дерева и тростникового стебля.
Наибольшее распространение в Чечне, как и по всему Кавказу, получила зурна- «зурма», которую изготовляли из дерева груши или тутовника. Зурна имела на конце раструб (зурман-кад). Зурну использовали как сольный инструмент, так и для ансамблевого исполнения мелодий, в том числе танцевальных и маршевых. Этнографические материалы упоминают гома-зурну (буквально «кривая, искривленная зурна»).
У чеченцев были и другие духовые инструменты: дудка, свирель - «шиедаг» – продольная флейта без раструба, которую изготовляли из камыша или легкого вида дерева.
Дутра (дуьтара) – продолговатую открытую флейту из камыша, древесины калины или орешника делали с семью игровыми отверстиями. МаIа – рожок, горн из бычьего рога с шестью игровыми отверстиями, отличался мощным звуком.
ЦIузам – изготавливали из гусиного пера или полого стебля растения, он отличался «скрипучим» звуком; шок – свисток.
Заслуживает внимание и шала-шиедаг «двойная свирель» – двухствольный духовой инструмент, упоминается в фольклоре как разновидность свирели (шиедаг). Один из «стволов» шала-шиедаг создавал постоянный музыкальный фон. Чеченским аналогом язычкового деревянного духового музыкального инструмента с двойной тростью и девятью игровыми отверстиями, была волынка - «дудук». В различных вариантах этот инструмент распространен на Кавказе, Ближнем Востоке и Балканах. В некоторых письменных источниках XVIII в. упоминается волынка, искусство игры на которой утрачено.
Чеченцы играли на различных смычковых инструментах, имеющих оригинальную конструкцию. Основой одного из таких инструментов была лопатка крупного рогатого скота «дека» - удлиненная и утолщенная часть на ее головке, у основания просверливались два-четыре отверстия, через которые протягивались струны из конского волоса, или из жил животных. Под струны у основания подгонялась «кобылка», с помощью которой туго натягивались струны. В середине лопатки просверливались три или более отверстия. Разновидностью смычковых инструментов была скрипка, из декоративной тыквы - кубышки, к которой крепилась дека из липы и натягивались струны из конского волоса.