13 мая в МБОУ «СОШ №20» старшим научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Умаровой Миланой проведена лекция «Основные жанры чеченской музыки».
В ходе лекции учащиеся ознакомились с жанрами чеченской народной музыки которая делится на четыре основные разновидности: инструментальная программная музыка - так называемая «ладуха йиш», маршевая музыка - «дошлойн йиш» (музыка всадников, исполнявшаяся вовремя передвижения войск), танцевальная - «хелхар йиш», песенная - «йиш» и «илли». Она исполнялась на струнных, смычковых, духовых и ударных инструментах. В XIX веке под влиянием русской музыкальной культуры появилась гармоника, а позже баян и аккордеон.
1) Программная инструментальная музыка могла исполняться на одном инструменте: это могла быть трехструнная балалайка, зурна, свирель, гармоника, или на нескольких инструментах: балалайка и скрипка, балалайка и свирель, гармоника и балалайка в сочетании с ударными. Программная инструментальная музыка выражала возвышенные чувства, личные переживания, о чем говорит название народных музыкальных произведений: «Тоска по Родине», «Отчий край», «Высокие горы», «Мой Кавказ», «Любимой».
2) Маршевая музыка при передвижении войск исполнялась на духовых и ударных инструментах, помимо этого, существовали и песни для исполнения в конном и пешем строю, музыкальный размер и ритм которых должны были соответствовать ритму движения. Нотная запись такого напева была сделана русским офицером И.Клингером в 1847 году в Восточной Чечне, где он находился в плену.
3) Танцевальная музыка чеченцев была довольно разнообразной по темпу и мелодике, что было связано с необычайным богатством чеченской танцевальной культуры. В народных танцах мелодия трехдольного размера, или триоли, сменяется мелодией двудольного размера, или дуолями. Часто народные танцевальные мелодии, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец. Оригинальны в танцевальных мелодиях неожиданные перемещения сильных долей тактов, как бы нарушающих весь ритмический рисунок танца. Своеобразно звучит смена гармоний на слабых долях такта. В танцевальной чеченской народной музыке часто встречаются переменные размеры, смена шестидольного размера трехдольным или смешанным размером.
4) Песенная культура чеченцев не менее богата и разнообразна. Это и героико-эпические песни илли, воспевающие подвиги героев, дружбу, верность и любовь, которые исполнялись обычно речитативом под аккомпанемент дечиг- пондура, это и назмаш, песни религиозного характера, это и эшарш - песни самого различного характера и содержания, узамаш - вокальные импровизации, белхамаш - плачи, различные обрядовые песни.