3 июля в МБУ ДО «ДДТ Ахматовского р-на г. Грозного» заведующей отделом «Культура и этнография народа ЧР» Юшаевой Хавой проведена лекция «Рождение ребенка в чеченской семье: обычаи и обряды».
В чеченских семьях рождение ребенка сопровождалось различными обрядами. Наиболее широко были известны обряды наречения имени, укладывание в колыбель, стрижка волос, ногтей, первый шаг, появление зубов и др. С колыбелью у чеченцев связан ряд поверий. Не разрешалось качать пустую люльку, переносить ребенка через ее перекладину, а саму колыбель дарили ребенку родственники матери. Почти никогда в прошлом ребенку не давали имя сами родители. Обычно это право предоставлялось старшим родственникам по отцовской линии, старшие родственники по материнской линии (как правило, дедушка и бабушка) могли дать имя внуку, но только с разрешения отцовской родни. Имя новорожденному также мог дать друг отца или деда.
Первую стрижку волос обычно устраивали через 1-2 недели после рождения, а если ребенок был слабым, не прибавлял в весе, то и раньше. Для этой процедуры выбирали дни, которые считали хорошими – понедельник или четверг. Поручали стрижку молодому и здоровому парню, ближайшему родственнику по отцу или по матери.
Первая стрижка ногтей новорожденного поручалась первенцу в семье (якобы ребенок в этом случае вырастет умным). Ногти не выбрасывали, а закапывали под орех, айву, персик, вишню. Жертвоприношение – обязательный обряд, совершаемый в первый год жизни ребенка. Считалось, что лишь после его проведения ребенок обретает право на полноценную жизнь. Через 7-9 дней до 9-11 месяцев рождения совершали жертвоприношение. По представлениям чеченцев, этот обряд оберегал ребенка от родового проклятия, кровной мести, от несчастных случаев, и после его проведения ребенок рос здоровым, благочестивым.
Большим событием в жизни ребенка и его окружающих было появление первого зуба. Первые попытки ребенка начинать ходить также не оставались без внимания.Воспитание детей у чеченцев носило семейно-общественный характер. Большое значение придавалось воспитанию в семье.
Об этом свидетельствует бытующее до настоящего времени выражение: «Чохь ца хилла гIиллакх- оьздангалла нахаца хир дац, йа цуьнах да хума дац» («Если не воспитан в доме, то воспитанность не проявится и среди людей, и даже если проявится – не стоит ничего»).