4 июля в МБУ ДО «ДДТ Ахматовского р-на г. Грозного» заведующей отделом «Культура и этнография народа ЧР» Юшаевой Хавой проведена лекция «Похоронно-поминальные обряды чеченцев».
В комплексе похоронно-поминальной обрядности выделяются три группы обрядов: предпогребальные, похоронные и поминальные обряды. В этом обрядовом комплексе сохранилось значительное число доисламских ритуалов и представлений. Следует отметить, что в целом погребальная обрядность чеченцев во многом была аналогична обрядам не только других народов Северного Кавказа, но и всех исповедующих ислам.
У чеченцев имелись свои представления о «легкой» смерти. Если больной перед смертью не мучился, не лежал долго в постели, не был в тягость близким – это считалось «хорошей» смертью. «Атта валар хили цуьна» – «Легко умер», – говорили в этом случае.
Жизнь воспринимается чеченцами, как проживание в гостях: «Хьошалг1ахь ду вай» («Мы в гостях»), «эхарта д1адаха дезаш ду» («Мы должны уйти в иной мир»). В народе говорили: «Как будто никогда не умрешь – так надо трудиться для жизненных благ, и как будто завтра умрешь – совершать богоугодные дела» («Цкъаа лийр воцуш санна лаха деза рицкъ, кхана лийра волуш санна, да деза Дела гIуллакх...»). Услышав о том, что тот или иной человек ушел в мир иной, все бросали дела и стремились в тот же день показаться на похоронах. Услышав даже о постороннем усопшем, чеченцы выражают соболезнование: «Дала геч дойла цунна».
Перед смертью человека («Iожалла» – смертный час) вызывали муллу или другого человека, умеющего читать отходную молитву «Ясин», – родственника или односельчанина. Близкие молились о его душе, желали ему «легкой» смерти, выбирали место для могилы.
Получив известие о смерти, все родственники и знакомые спешили в дом умершего. Каждый, кто проходил мимо, должен был зайти во двор и совершить молитву «кадам бар».
Хоронить покойника старались по возможности в день смерти; чеченцы говорили: «Лаьтте са тосса велчо»– «Умершему хочется, чтобы его скорее похоронили», если успевали совершить все обряды до захода солнца, или же на второй день до обеда. До тех пор, пока покойника не похоронили, с ним оставались близкие люди, читали аяты Корана, молитвы. Усопшего называют дакъа. Этимология этого слова видимо связана с древним обычаем захоронения в солнечных могильниках маьлха каш, когда трупы раскладывались на ярусах, где они высыхали (дакъо – сушить).
У чеченцев похороны и соболезнования были многолюдными и продолжались в течение недели; «тезет»– в течение трех дней, не считая дня похорон.
Как было отмечено, погребальная обрядность подразделялась в основном на три этапа: подготовка покойника к погребению, само погребение и поминки по умершему. Особенности чеченских похоронно-поминальных обрядов и обычаев были обусловлены влиянием ислама, но в силу своей консервативности они в значительной степени сохраняли также следы более ранних языческих верований и представлений.