На базе Литературно-этнографического музея Л.Н.Толстого 14 июля состоялся музейный урок «Интересные предметы нашего музея».
В рамках заявленной темы, выступая перед учащимися и педагогами школ Шелковского района, директор музея Л.Н.Толстого С. Загибов рассказал, что интересным источником, содержащим этнографические сведения о терских ногайцах и их занятиях, являются дневники Л.Н. Толстого, которые он вел в станице Старогладовской в 1851-1854 гг. Один из основателей и член Кавказского отдела Императорского Русского географического общества, его секретарь А.П. Берже оставил сведения о хозяйственных, торгово-экономических и сословных отношениях ногайцев, а также об обычном праве и судах, некоторых обрядах, о численности ногайских семейств в середине 19 веке.
Виды войлочных изделий очень разнообразны. Мастерицы изготовляли — пеструю кошму, нашивной войлок, — аппликативный войлок. Ногайцы прибегали к дополнительному отбеливанию белого полотнища войлока в растворе специально заготовленной золы каких-то растений. Мастерицам была знакома такая операция по уплотнению войлока, как непродолжительное вращение полуготового полотнища в горизонтальном положении. Только для ногайцев был характерен такой технологический прием, как трепание свернутого в кольцо войлочного рулона, подбрасывая его то вверх, то вниз.
Из войлока шились стеганные безрукавки для мальчиков - типа мужских безрукавок, но покрытые частой мелкой строчкой. Дети носили войлочные чулки, сапоги из белого или серого войлока, подбитые кожей крупного скота. Изготавливали для детей также войлочные носки. Мотив, связанный с животным миром, в ногайском орнаменте доминирует. Значительное место в декоре войлочных ковров занимают изображения элементов флоры. Здесь можно заметить узор, дерево жизни, листья, вьюн, цветок. Как известно, наряду со скотоводством, ногайцы занимались земледелием, и это отражается в орнаменте войлочных ковров.
Войлок в истории и жизнеобеспечении ногайцев, наряду со скотоводством, играет едва ли не самую важную роль. В войлочном орнаменте отражалось мировидение народа, его ценностные ориентации, эстетические идеалы.