25 июля в МБОУ СОШ № 14 старший научный сотрудник отдела «Средневековая и новая история Чечни» Закриева Т. провела лекцию «Суд и судебные реформы в Чечне в XVIII-нач. XIX вв.».
Составной частью, создаваемой царскими властями в 60-70 гг. XIX в. колониальной системы управления на Северном Кавказе, получившей в исторической литературе название "военно-народной", являлись и "органы правосудия". Уже на первоначальном этапе присоединения Северного Кавказа перед российскими властями стала задача организации жизнедеятельности местного горского населения, обеспечения и оценка ее с точки зрения юридических норм.
Своеобразие сложившегося веками общественного строя, несоответствие применяемого на практике горцами в судопроизводстве - адата и шариата' действующим в Российской империи законам, вынуждали колониальные власти по окончании Кавказской войны временно отказаться от попыток немедленно ввести на Северном Кавказе российскую административно-судебную систему. В ходе Кавказской войны, представители мусульманского духовенства занимали в имамате важнейшие административные и судебные должности, и даже командовали войсками. Царские власти пытались добиться своей цели, используя народные обычаи-адаты, привлекая к судопроизводству выборных представителей от местного горского населения. Руководителями этих вновь создаваемых судебных учреждений назначались армейские офицеры, занимавшие административные должности, они должны были не допускать применения в судебной практике противоречащих интересам царизма местных обычаев-адатов.
Многовековое историческое развитие в специфических условиях наложило свой отпечаток на общественно-политический строй горских народов Северного Кавказа, выработало свое понятие о добре и зле, добродетелях и преступлениях. У горцев к преступлениям, за которые следует общественное порицание и наказание, относились: измена, отцеубийство, кровосмешение, проступки трусости, воровство у своей семьи и ближайших соседей и т.д. Человек, причинивший вред другому, мог подвергнуться возмездию от силы оружия противника, но он не признавал суд, перед которым должен был отвечать. Примирение с противником — это его личное дело, дело его рода, предпринимаемое им добровольно для своего спокойствия.