На базе Литературно-этнографического музея Л.Н.Толстого 13 августа состоялся музейный урок «Лев Толстой и И.Е. Репин. История дружбы гениев».
В своем вступительном слове, директор музея Л.Н.Толстого, С. Загибов рассказал гостям мероприятия, что в 1880 году в Москве Лев Толстой познакомился с Ильей Репиным. Это знакомство быстро переросло в дружбу, которая длилась до смерти писателя. Оказалось, что у художника и классика русской прозы много общего. Обоих живо интересовали социальные темы – проблемы простого народа, а также исторические сюжеты. Оба регулярно встречались, подолгу разговаривали и часто спорили. Еще до знакомства с живописцем Лев Николаевич живо интересовался творчеством Репина и весьма одобрительно о нем отзывался. А Илья Ефимович, еще не видя и не зная писателя в лицо, ценил его мнение о себе. Первая встреча состоялась по инициативе Толстого, который сам пришел в мастерскую художника. Они быстро разговорились. Писатель интересовался полотнами Репина и не стеснялся в оценках его работ. Так, картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Царевну Софью» он назвал этюдами. А картину «Иван Грозный и сын его Иван» оценил положительно, хотя публика была шокирована ее сюжетом.
Репин признавался, что ум, знания и горячность Толстого произвели на него сильнейшее впечатление. Тем не менее, почти сразу между ними обозначились явные противоречия во взглядах на философию и культуру. Резкое отрицание Толстым культурных достижений человечества коробило художника. Он не мог понять горячности, с которой писатель критиковал Рафаэля, Вагнера и других титанов мысли.
Философия Л.Н.Толстого казалась ему противоречивой. Илья Ефимович утверждал, что Лев Николаевич пишет сильно и талантливо, когда никого не поучает. А когда Толстой пытался убедить читателя в своей идее непротивления злу насилием, то звучал весьма неубедительно и слабо. Но это не помешало Репину любить и ценить Толстого. Он с большим энтузиазмом писал его портреты, иллюстрировал его произведения и даже вылепил его бюсты. Кисти Репина принадлежит известная картина «Толстой на пашне», которая была неоднозначно воспринята Третьяковым. По словам знаменитого мецената, это полотно очень походило на рекламу. Но Илья Ефимович отстоял свою задумку, и картина оставила заметный след как в его творчестве, так и в истории отечественной живописи.
В 1887 году Репин был гостем в Ясной Поляне. С той поры он писал и рисовал писателя при каждой встрече, влюбленный в его лицо, фигуру, руки. Он написал его в кабинете за работой и за сохой на поле бедной вдовы, босиком во весь рост в час молитвы и в розовом кресле, лежащим под деревом в солнечных бликах и в строгой черной блузе с книгой в руке.