26 сентября в МБОУ СОШ № 14 г. г. Грозный старшим научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Батукаевой Седой проведена лекция «Традиционное гостеприимство и куначество чеченцев».
Веками формировались традиции и обычаи чеченского народа, крепли с каждым поколением, складывая и порождая национальную культуру. В фундамент национальной культуры нашего народа заложена, как несокрушимое основание, нравственная народная мудрость и духовное богатство чеченского этноса. Все это вместе взятое, как монолит, выработало национальные черты и идеал чеченского народа, выражающиеся в гостеприимстве, куначестве. Чеченцы строго соблюдали обычаи гостеприимства, включавшие в себя целый комплекс правил.
Чеченцы убеждены, что гость и гостеприимство — это «беркат», то есть, благополучие от Всевышнего Аллаха. Святая обязанность хозяина, принявшего гостя — защита жизни, чести, имущества последнего, даже с риском для собственной жизни. Гостеприимству отведена особая роль в системе общения. Дом, куда не вхож гость у односельчан, не пользовался и не пользуется уважением, ни почитанием.
Гостеприимством чеченцев мог воспользоваться человек любой расы и вероисповедания. Чем дольше длились отношения между представителями приглашающей стороны и гостем, тем большая ответственность возлагалась на хозяев, которая выражалась в вежливом обхождении, помощи, обеспечении питанием и охране своего гостя. Большим позором было, если пришелец (знакомый или незнакомый) уходил из дома, не встретив радушного приема.
«Достойный человек не бывает без друзей» — гласит чеченская пословица. Куначество возводит дружбу до предельной высоты. Чеченцы веками хранили обычай куначества. Из поколения в поколения детям, а те в свою очередь – своим детям, передавались этические нормы куначества.
Зачастую, куначество зарождалось в торжественной клятве в присутствии друзей или старших по возрасту. После совершения ритуала, названные братья обменивались шашками, башлыками, бурками и другими вещами, что также символизировало побратимство. О совершенном обряде сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон. Принято считать, что куначество — это своеобразная глубокая модернизация гостеприимства, но это суждение слишком упрощённое и не отражает всех контрастных реалий Кавказа. Конечно, кунаком мог стать гость, но жизнь сложнее. Кунаками становились после совместных странствий, ими становились люди, близкие по духу или по статусу. Кунаки до конца жизни обязаны были защищать друг друга и поддерживать. И вот как раз в защите и раскрывается глубокий смысл куначества.