10 ноября для учащихся МБОУ СОШ №7 зав. отделом «Средневековая и новая история Чечни» Сулейманова Х. провела лекцию «Ташу Хаджи- представитель горского духовенства XIX в.».
С начала 30-х годов XIX в. усилилось влияние мусульманских идей на политические события на Северном Кавказе, и как следствие появляются политические лидеры, руководящие процессом исламизации горских обществ Чечни и Дагестана. Одним из таких лидеров был Ташу-Хаджи. В чеченском народе он именуется Воккха-Хьаьжа (Большой-Хаджи). Родился в 1794 году. Является уроженцем древнего населенного пункта Эндерей-аула. Позже Ташев-Хаджи ушел в селение Саясан (Сесана), которое и стало для него родным домом до его смерти в 1843 году.
Ташев-Хаджи принимал активное участие в Кавказской войне, начиная с 1828 года. Он дважды фигурировал в списке кандидатов на место имама Дагестана и Чечни, но в итоге уступил сначала Гамзат-беку Гоцатлинскому, а затем Шамилю Гимринскому.
Ташу-Хаджи стал заметной фигурой в горской среде. В 1831 г. он стал муллой в родном селении, а также совершил паломничество в Мекку. В том же году, после гибели Бейбулата Таймиева 14 июля, сравнительно молодой и талантливый Ташу-Хаджи стал руководителем освободительного движения в Чечне. Настойчивость в достижении цели, бескомпромиссность в утверждении шариата снискали ему среди мюридов газавата имя «прямоидущий мухаджир». За свою отвагу, шейх пользовался большим авторитетом среди своих воинов и был большим мастером по применению тактики длительных конных переходов и нападений, разделив свои силы одновременно в нескольких, совершенно неожиданных местах.
Ташу-Хаджи известен не только как воин газавата и как способный военачальник. Он автор более двух десятка прозаических и поэтических произведений, написанных на арабском и кумыкском языках. По своему содержанию они являются религиозными. Его работы и комментарии указывают на обширные познания автора в языке и грамматике, литературе адаба и стихосложении, истории, исламских преданиях и фикхе.