13 ноября в МБОУ СОШ № 5 с. Гехи старшим научным сотрудником отдела «Культура и этнография народа ЧР» Батукаевой Седой проведена лекция «Формы искусственного родства чеченцев».
В обрядах детского цикла у чеченцев, как и у других народов Северного Кавказа, было несколько этапов, связанных с установлением искусственного родства: наречение имени, первая стрижка волос, молочное родство, куначестно, аталычество и др. Следует отметить, что чеченцы придавали большое значение искусственному родству.
У чеченцев достаточно широко было распространено установление родства при наречении ребенка именем. В прошлом чеченцы, придавали большое значение обряду наречения именем. Чеченцы считали, что от выбора имени зависит многое в жизни ребенка. Право дать новорожденному ребенку имя имели родственники, соседи, иногда это право предоставлялось и гостю, тем самым в дальнейшем становясь близким родственником семейства ребенка. Многим народам Кавказа было известно молочное родство. В случае если у матери не было молока после родов, или же она была очень слаба, то ребенка кормила другая женщина, которая имена своего ребенка примерно такого же возраста. Дети вскормленные одной женщиной, становились молочными братьями или сестрами. И между двумя семьями, вступившими в молочное родство, не может быть браков.
Куначество было установлением союза между двумя молодыми людьми. Кунаками могли стать не только молодые люди, но и подростки. Этот обычай искусственного родства устанавливался определенным ритуалом, который имел разные варианты в разных обществах, но в целом все варианты сводились к тому, что двое мужчин на основе крепкой нерушимой дружбы давали друг другу клятву верности, взаимоподдержки, взаимопомощи. После этого в знак подтверждения своей клятвы они обменивались оружием или другими подарками. Об этом сообщалось родственникам с обеих сторон, которые принимали кунака как своего брата.
Широкое отражение как институт искусственного родства получило и аталычество. Это обычай, по которому ребенка (в основном мальчика) воспитывали не в своей, а в чужой семье. Суть состояла в том, что после рождения родители отдавали своего ребенка на воспитание в чужую семью, которая охотно принимала его и старательно растила в течении нескольких лет, а в большинстве случаев до совершеннолетия. Обучали воспитанника всему тому, что было ему необходимо в дальнейшей жизни (трудовым навыкам, этике, грамоте, поведению в обществе и т.д.). Данным обычай искусственного родства, связывали с определенными обстоятельствами. Во первых, в то опасное для жизни время, когда каждый горец в любую минуту мог ожидать нападения и ему всегда могла потребоваться помощь, было вполне естественным стремление иметь влиятельных родственников в разных селениях; во вторых, считалось, что дети вне дома получат более суровый жизненный опыт и станут настоящими воинами.
Установление родства через куначество и аталычество, налагали родственные узы не только на отдельных людей и их семьи, но и на их кровную родню. Они должны были и обеспечивали взаимную поддержку и помощь, между ними запрещались браки в тех же степенях родства, что и у кровных родственников.