14 ноября в МБОУ СОШ №20 заведующей отделом «Культура и этнография народа ЧР» Юшаевой Хавой проведена лекция «Обряды чеченцев, связанные с оружием и головными уборами».
Обряд совершеннолетия – опоясывание (юкъ ехкар) у чеченцев проходил при достижении 15 лет. Инициация для подростков у чеченского народа проводится с глубокой древности.
Чтобы стать «къонахом», юноша должен был еще сформироваться, т.е. иметь целый ряд положительных качеств: смелость, мужество, сдержанность, благородство, бескорыстие, щедрость и т.д. При наличии всех этих качеств и добавлялось определение «вуьззина» (сформировавшийся). Именно с такого возраста «нохчийн кIант» – уже истинный воин, несущий ответственность за себя и своих близких, не жалея жизни, готов был биться с врагом за родную землю. Со дня исполнения 15-ти лет детство заканчивалось, и на молодого человека возлагались все обязанности взрослого мужчины.
На инициацию подростка собирались близкие родственники, а также молодежь. Пояс юноше завязывал старшина рода, он же поздравлял его со вступлением во взрослую жизнь.
При совершении традиционного обряда совершеннолетия главным элементом был пояс. Он мог быть разного качества в зависимости от социального положения семьи. Также по возможности, подростку дарили папаху, кинжал и черкеску.
С этого возраста чеченский юноша перестает жить только ради себя. У него появляются обязательства перед родней, обществом и родиной. Мужчина становится представителем своей семьи, который должен во многом себя ограничивать, показывать пример мужества, достоинства и воспитанности. Проступок с его стороны может сказаться на чести всего рода.
Юноша после наступления совершеннолетия допускался до сельского схода и имел право голоса на нем, в случае необходимости мог замещать главу семьи – отца или старшего брата. Он становился полноправным и совершеннолетним членом общины. В случае, если это касалось лично его или его семьи, совершеннолетний юноша имел право выступить и высказать свое мнение. Он должен был выполнять хозяйственные нагрузки. Имел право самостоятельно принимать решения и отвечать за них, а также принимать участие в конных состязаниях.
Согласно древним законам, оружие – неотъемлемый атрибут чеченского мужчины. Чеченцы к оружию относились очень бережно и заботливо, передавали его по наследству из поколения в поколение. Для всех горцев кинжал имел сакральное значение, являясь своеобразной реликвией или семейной святыней. Его дарили уважаемому гостю, на нем клялись.
В древности также существовал культ головного убора как у мужчин, так и у женщин. Головной убор был символом чести, достоинства и мужественности чеченца. С папахой были связаны многие обычаи чеченского народа.
В жизни чеченцев папаха была не просто головным убором, а частью культуры, несущей в себе многогранные смыслы и вечные традиции.