20 ноября в МБОУ «СОШ№26» г. Грозный была проведена лекция «Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957-1965 гг.)» сотрудником Музея ЧР Магомадовым А.И. Лектор ознакомил детей с тем, что архитектурные памятники зодчества Чечено-Ингушетии долгие годы изумляли ученых и путешественников, но очень немногие включали их в круг своих научных интересов. Можно назвать анонимного автора 1822 г., который дал верное суммарное описание вайнахских боевых башен. К середине XIX в. относятся наблюдения А. П. Берже. Он методично упоминает им башни, но совершенно не описывает их.
Несколько позже А. П. Ипполитов опубликовал рисунки двух боевых построек у сел. Шатой3. Но наибольшее научное значение имеет труд В. Ф. Миллера В нем очень серьезно описаны многие памятники Чечни и Ингушетии. В научной литературе XIX —начала XX в. довольно часто упоминаются башенные постройки. В послереволюционное время работы по изучению местных древностей несколько оживились. Местные краеведы Ф. С. Панкратов (Гребенец), М. Акбулатов, писатель X. Д. Ошаев много внимания уделяют чеченской этнографии и памятникам старины. В эти же годы австрийский ученый Бруно Плечке собрал интересный материал, посвященный Чечне.
Однако лишь с 1935 г., с созданием Северокавказской (СКАЭ), руководимой Е. И. Крупновым, началось более планомерное изучение древностей Чечни. В программу работ экспедиции, помимо исследования памятников эпохи бронзы и раннего железа» входило выявление средневековых объектов. За десятилетие были описаны памятники верховьев (Аргунское ущелье), по р. Шаро-Аргун, в районе озер Кезеной-Ам и Галанчож-Ами. Помимо обмеров памятников зодчества, велись записи легенд и преданий, связанных с ними и публикуемых здесь, эстампировались петроглифы — рисунки, выбитые на скалах и строительных блоках древ них построек. Некоторые итоги исследований тех лет нашли отражение в трудах Е. И. Крупнова, моих книгах и статьях, в работах В. Б. Виноградова, С. Ц. Умарова, М. Б. Мужухоева, А. Ф. Гольдштейна и др.