17 ноября в Литературно-мемориальном музее А.Мамакаева прошёл музейный урок «Жизнь и деятельность А.Мамакаева в Магадане». Ведущий рассказал в целом, о положении чеченской интеллигенции началу 1941 года, как чеченская и ингушская литература была обезглавлена. А после жесточайших пыток и терзаний в кабинетах чекистов в лагерях и тюрьмах оказались Халид Ошаев, Магомед Мамакаев, С.-С. Гадаев, С. Арсанов, Б. Саидов, С. Бадуев. А Ш. Айсханов, А. Дудаев и А. Нажаев. Некоторые их них были расстреляны как враги народа. А тем кому волею судьбы удалось избежать гильотины, в феврале 1944 года разделили трагическую судьбу своего народа на бескрайних просторах Сибири, Казахстана, Средней Азии и Колымы.
Из рассказа ведущего ребята узнали о судьбе Арби Мамакаеве в этом водовороте репрессий. В самом расцвете творческих сил, популярности среди народа, особенно молодежи, Арби оказался на прицеле власти. Камера, допросы, пытки, суд, 58-ая… Об этом других моментах из жизни того периода Арби рассказал присутствующим на мероприятии ведущий.
Несмотря на то, что среди заключенных Арби был самым молодым, в первые же дни вступления этапа на землю вечной мерзлоты, он был единогласно выбран старшим по лагерю. Для кавказцев его покровительство распространялась во всех лагерях. Лагерная кличка «Граф Аррик» перекочевала с ним из Карлага в Магадан, но для чеченцев и ингушей он был просто Арби. Вскоре он стал авторитетом не только «бугров» по лагерю, но и начальство относилось к нему с некоторым «снисхождением». О его делах и поступках в годы заключения ходили целые легенды. Некоторые из них живы в памяти его друзей и по сей день, спустя столько лет как его не стало.